Группа тематических проектов: Эзотерикс AirGunz Obzera.ru Savecash.ru

Уважаемый посетитель! К сожалению вынуждены сообщить Вам, что Ваш браузер (Internet Explorer) устарел на столько сильно, что открываемые Вами в нем сайты могут отображаться до неприличия коряво и с ошибками. Не так, как нужно!

Мы настоятельно рекомендуем Вам воспользоваться последними версиями таких браузеров как (Opera, Firefox, Chrome, Safari).

Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч10

Создание ассоциаций

Объект в глазах общественности искусственно привязывается к чему-то такому, что воспринимается массовым сознанием как очень плохое (или наоборот — хорошее). Для этой цели широко используются метафоры. «Сталин — это Ленин сегодня» — советская пропаганда; «С. Хусейн — арабоговорящий Гитлер» — американская пропаганда; «НАТО — фашизм» — югославская пропаганда. Метафоры, включая ассоциативное мышление, дают огромную экономию интеллектуальных усилий. Именно здесь-то и скрыта очередная пропагандистская ловушка. Соблазн сэкономить интеллектуальные усилия заставляет человека вместо изучения и осмысления сущности проблем прибегать к ассоциациям и ложным аналогиям: называть эти вещи какой-то метафорой, которая отсылает его к иным, уже изученным состояниям. Чаще всего иллюзорна и сама уверенность в том, что те, иные состояния, через которые он объясняет себе нынешнее, ему известны или понятны. Например, российский патриот говорит себе: путинский режим — как во времена Петра Первого. Он уверен, что знает, какими были времена Петра Первого, и в этом, возможно, его первая ошибка — и первое условие успеха данной манипуляции.

Поэтическая метафора создает в воображении красочный образ. Он оказывает чудодейственный эффект и надолго отшибает здравый смысл. Переубедить людей, в головы которых вбита простая и привлекательная ложная метафора, бывает очень трудно. Достигнуть чего-нибудь при помощи логики здесь невозможно, нужно запускать контрметафору.

Иногда словесные метафоры заменяются соответствующим видеорядом. Имеет место, например, манипулирование образами политических противников — в телерепортажах о них подверстывается видеоряд с изображениями нацистов, Гитлера, черепов и т.д.

Для создания нужных ассоциаций совсем не обязательно пользоваться метафорами. Существуют и другие факторы ассоциативной привязки к объекту. Например, в истории бывшего СССР в период «перестройки» таким фактором стал экономический: политические требования в пропагандистских сообщениях увязывались с уровнем жизни. В утрированном виде можно сказать, что такой фактор, как отсутствие многих товаров в магазинах, стал одним из основных обоснований необходимости «установления демократии».

Сегодня на просторах СНГ широко практикуется связывание имени политического оппонента с бедственным положением народа. Незадолго до выборов сплошь и рядом в СМИ можно встретить многочисленные примеры. Интересно то, что «наезды» на конкретного деятеля происходят в разных СМИ, но одинаковыми фразами: «Будучи главой правительства, Глеб Козлов стал инициатором повышения цен на коммунальные услуги (хлеб, лекарства, проезд в транспорте и т.д.). Он является виновником банкротства крупнейшего банка страны, в результате которого миллионы вкладчиков лишились своих сбережений. Кроме того, он недавно встречался с известным террористом NN, публично обнимался с ним и жал ему руку....».

В общем — негодяй попирает свободу, пьет народную кровь, обирает бедных, поощряет несправедливость, врет и т.п. Одинаковость текста, публикуемого в разных источниках, иногда просто поражает. Негативная ассоциация, с которой удается в массовом сознании связать противника (фашист, сталинист, взяточник, мафиози и т.д.) заставляет отвернуться от него всех колеблющихся.

Обычно кампании по созданию негативных ассоциаций начинаются одновременно несколькими СМИ и так же молниеносно прекращаются. Такая синхронность наглядно показывает «свободу» прессы и телевидения и служит надежным признаком пропагандистской операции. На использовании ассоциаций сегодня построено множество рекламных и пропагандистских сообщений. Главнейшие из этих приемов были определены Уильямом Джемсом: ассоциация по совмещению (изображение на одной рекламе банана и ребенка), ассоциация по неожиданности, свойственная сюрреализму (разрез печени Венеры Милосской, погружающейся в минеральную воду Виши), ассоциация по смежности (текст, состоящий из заметок, связанных только тем, что они напечатаны рядом на одной странице), ассоциации по звуковому сходству, которыми пользуются авторы рекламных лозунгов и товарных знаков и мн. др.

Социальное одобрение

«А сейчас — рекламная пауза!». Эта сакраментальная фраза всем нам хорошо известна. Ведущие развлекательных шоу обычно предваряют ею очередной рекламный блок, прерывающий телепрограмму. Возможно, вы обратили внимание, что произнесение вышеназванного заклинания неизменно сопровождается «реакцией зала»: продолжительными аплодисментами и одобрительными возгласами сидящей в студии публики. Зачем это делается? Просто телевизионным боссам хорошо известны результаты социально-психологических исследований.

Оглушительные аплодисменты и приветственные возгласы служат в качестве социального одобрения. Это сигнал, говорящий нам: «Все соглашаются с этим сообщением, и тебе следует поступить так же!». Это один из способов «отключения» психологической защиты у человека, воспринимающего рекламное сообщение. Таким образом пытаются минимизировать наше раздражение от того, что интересная телепрограмма прерывается тупыми (иногда) и примитивными (чаще всего) рекламными роликами.

Социальное одобрение — один из психологических автопилотов, которыми нас в избытке снабдила матушка-природа. Согласно этому принципу мы определяем, что является хорошим и правильным, наблюдая, что считают хорошим и правильным другие люди. Действия тех, кто нас окружает, во многом определяют наше мнение и поведение. Когда множество людей делает одно и то же, мы готовы допустить, что, возможно, они знают нечто такое, чего не знаем мы. А значит, следует побыстрее присоединиться к большинству, чтобы не остаться в дураках. Главную роль в нашем мышлении начинает играть стадный менталитет. Тут-то и кроется психологическая ловушка.

Подобная техника используется издревле продавцами чудодейственных лекарств и разнообразными целителями, подсаживавшими в аудиторию зазывал, притворявшихся, будто они вылечились от недуга, и поющих дифирамбы в адрес «спасителей». Политики проводят публичные выступления, привлекая к участию в предвыборных митингах т.н. «группы поддержки». Такие группы всегда располагаются около трибуны и приветствуют своего патрона громкими аплодисментами и одобрительными возгласами. Телевизионные продюсеры вставляют в свои коммерческие шоу записанные на пленку смех и аплодисменты (фонограммы смеха заставляет телеаудиторию смеяться дольше и чаще, даже если предлагаемый юмор самого низкопробного качества). Рекламодатели нанимают актеров, чтобы те играли роли простых людей, расхваливающих тот или иной продукт; изображают продвигаемые товары в качестве пользующихся большим спросом (рекламный ролик, где домохозяйки в супермаркете жестоко дерутся за обладание последней упаковкой «эксклюзивного» стирального порошка и т.д.). Кстати, во время съемок юмористических телепередач и новогодних «голубых огоньков» гости студии также смеются и аплодируют не по-настоящему, а понарошку, то есть на камеру. А потом их крупные планы монтируют как реакцию на выступления коллег.

Подобные ситуации призваны создать впечатление, что большинство людей действует таким образом, каким хотят заставить действовать вас. Во всех вышеперечисленных случаях бросается в глаза открытый характер мошенничества. Организаторы обычно даже не считают нужным скрывать его. Психологический автоматизм социального одобрения очень силен, он настолько глубоко сидит в нас, что работает даже тогда, когда мы хорошо осознаем сам факт пропагандистской манипуляции.

Психолог Роджер Фюллер (R. Fuller) установил, что фонограмма смеха заставляет большинство людей смеяться и тогда, когда они знают, что смех искусственный, смоделированный на компьютере. Вариантом социального одобрения выступает так называемое рейтингование — публикация псевдосоциологических рейтингов с целью убедить нас, что определенного политика или избирательный блок «любит» большинство населения страны и собирается за него голосовать.

Противоположным социальному одобрению является пропагандистский прием социального неодобрения. Он используется для создания иллюзии осуждения действий тех или иных субъектов со стороны общественного мнения.

Осуществляется, например, подбором негативных высказываний «лидеров мнения», представителей различных слоев населения, «простых людей с улицы», соответствующих данных социологических опросов и т.п.

Ядовитый сэндвич

Этот пропагандистский прием активно использует возможности психологического влияния за счет структуризации текста. Всегда предпочтительнее не лгать, а добиться, чтобы человек не заметил «ненужной» правды. Коммуникатор дает позитивное сообщение между негативным предисловием и негативным заключением. При наличии определенных способностей и опыта коммуникатора, положительное сообщение как бы исчезает от внимания аудитории.

Очень хороший прием, активно используемый теми СМИ, которые претендуют на «объективное освещение событий» и стремятся создать себе имидж в стиле «только факты, ничего кроме фактов». При таком структурировании событий объективность формально соблюдена, но эффект «ненужных» сообщений девальвирован.

Обратным к предыдущему является т.н. «Сахарный сэндвич». Негативное сообщение маскируется положительным вступлением и положительным заключением.

P.S. Перечисленные выше приемы и методы достаточно просты и очень эффективны. Так что желаем вам успехов. Вот только в чём?

0

Похожие публикации

  1. Что вы думаете про регрессивный гипноз?
  2. У плохого мужа жена всегда дура
  3. Практический тренинг "Создание индивидуальной системы энергообмена и питания"
  4. Практический тренинг "Формирование долгосрочных гармоничных взаимоотношений"
  5. Что такое личностное развитие
  6. ТВ. Влияние телевидения на людей
  7. Простые и быстрые решения жизненных проблем!
  8. Простые и быстрые решения жизненных проблем!
  9. "Свободное движение" - занятия по танцедвигательной терапии в Москве
  10. Взаимосвязь эмоций и здоровья
  11. Кто круче?!
  12. Как наши обиды влияют на нашу жизнь.
  13. Кен Уилбер. Интегральная медицина: ноэтическое прочтение (часть 2)
  14. Кен Уилбер. Интегральная медицина: ноэтическое прочтение (часть 1)
  15. Раскрой ладонь или маленькая история одного зимнего вечера.
  16. Кен Уилбер: Пути за пределы эго в предстоящее десятилетие (Часть 2)
  17. Кен Уилбер: Пути за пределы эго в предстоящее десятилетие (Часть 1)
  18. «Никаких границ: обретение целостности и силы»
  19. «Детские сны. Сценарии жизни и смерти»
  20. Кен Уилбер: Игра мужского и женского начал
  21. День открытых дверей в ИПИР. Презентация новых книг О.Г. Бахтиярова и А.П. Ксендзюка.
  22. «Теория и практика работы с тенью»
  23. "Человеческий голос - это целый мир, познать который должен каждый"
  24. Семинар «Послания сновидений и телесных симптомов»
  25. "Тренинг Развития Творческих Способностей и Креативности"
  26. Ученые выяснили, что мытье рук помогает от сомнений в сделанном выборе
  27. "ТРИАДА". Тренинг по авторской системе О.Г.Бахтиярова"
  28. У нас в городе так, а у вас ?
  29. Вся жизнь - игра, а мы - актёры, но... всё хорошо в меру (о сильных и слабых сторонах человека)
  30. The Secret
  31. Сети обмана или паутина лжи
  32. Будьте, как дети!
  33. всё разрушается так
  34. Большинство из нас - скороспелвый плод чьей-то фантазии
  35. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч9
  36. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч8
  37. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч7
  38. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч6
  39. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч5
  40. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч4
  41. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч3
  42. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч2
  43. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч1
  44. Кошек обижать не рекомендуется :)
  45. Видеоматериал по безконтактному бою
  46. Как мы реагируем на конфликты и что из этого получается.
  47. Ознакомительный семинар по Плейбек-Театру, Москва, 17 мая
  48. Расписание центра "Новый Проект", Москва, апрель-май
  49. Джон Грей. Практические чудеса для Марса и Венеры
  50. Роберто Ассаджиоли. Нервные заболевания при духовном росте

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.