Уважаемый посетитель! К сожалению вынуждены сообщить Вам, что Ваш браузер (
Мы настоятельно рекомендуем Вам воспользоваться последними версиями таких браузеров как (
Когда я впервые приступил к изучению психологии и сознания, общепринятой практикой всё ещё было выбрать одну (в крайнем случае две) из этих школ, решить, что эти подходы в основном правильны и потратить остаток профессиональной жизни в яростных атаках на оставшиеся десять школ. Но по мере того, как на эту область начали оказывать влияние интегральные идеи, основной вопрос в исследованиях психологии и сознания изменился с «Которая из этих двенадцати школ является лучшим и наиболее точным подходом?» к «Почему вообще возникли эти двенадцать школ?»
Никто не умен настолько, чтобы ошибаться все время. Вывод ясен: если мы вообще хотим иметь что-то напоминающее целостный, интегральный подход к психологии и сознанию, то единственное, что мы можем знать наверняка, то что такой подход будет включать все двенадцать школ. Сотни тысяч достойных мужчин и женщин по всему свету уже занимаются нейробиологией, медитацией, психиатрической фармакологией, исследованиями тонких энергий, трансперсональной психологией, созерцанием, теориями хаоса и сложности. В большинстве своём это ответственные, искренние, целостные люди, и они искренне считают, что избранная ими практика или поле деятельности вносит положительный и полезный вклад в существование человечества. И вы знаете что? Я им верю. И я надеюсь, вы тоже. Вопрос не в том, могут ли они это делать, следует ли им это делать, или же они ошибаются, делая это. Вопрос в том, что они уже это делают и делают это в рамках сообществ, где знание об этой деятельности передавалось десятилетиями или даже столетиями, и все из них вносят неоценимый вклад в общую сумму понимания того, что это значит – быть человеком в этом мире.
Таким образом, по-настоящему интересным вопросом в области психологии и исследований сознания становится: «Какая теоретическая модель может вместить в себя важные, хотя и частичные истины всех этих двенадцати школ?» И затем: «Построив подобную интегральную и неисключающую теорию, каким образом из этой интегральной теории можно вывести интегральную практику?»
В области психологии и исследований сознания один результат подобного интегрального подхода существует. Если вы выложите все эти двенадцать важных школ на один стол; если вы предположите, что все они представляют важные части одной головоломки; если вы затем спросите: «Чем должна быть природа человеческой психики, чтобы все эти подходы указывали на что-то важное в ней?», то одним из выводов будет то, что в психике должны иметь место различные области и измерения, соответствующие вышеописанным методологиям.
Наиболее известная мне разновидность интегральной психологии сводит все эти «необходимости» к пяти наиболее важным измерениям или компонентам психики, называемыми квадрантами, уровнями, линиями, состояниями и типами. Несколько последующих глав обрисовывают общий контур этой версии интегральной психологии, так что здесь я не буду утомлять вас подробностями, но что я хочу сказать – это то, что если у нас есть все более интегральная психология, то мы, возможно, также приближаемся к пониманию того, что значит быть интегральным врачом.
«Квадранты» – это просто обозначение перспектив: от первого, от второго и от третьего лица. Во всех основных человеческих языках есть местоимения первого, второго и третьего лиц (первое лицо: я, мы; второе лицо: ты, вы; третье лицо: его, её, им, они, оно, его). Простейшим и в то же время наименее упрощающим объяснением служит следующее: эти местоимения представляют реальные и постоянные измерения опыта и реальности, измерения, к которым язык адаптировался и которые включил в себя на протяжении эволюции. Измерения бытия-в-мире от первого лица включают в себя среди прочего: внутреннее «я», самоидентификацию, искусство и артистическое самовыражение, медитацию, глубинную психологию, направленное воображение, интроспекцию, созерцательную молитву, обычные и измененные состояния сознания и внутреннюю феноменологию. Измерения бытия-в-мире от второго лица – это способы, которыми «я» и «ты» сходимся и формируем «мы» (поэтому к «ты» и «мы» иногда относятся вместе как ко второму лицу), и посему измерения от второго лица включают: культуру, герменевтику, взаимопонимание, мораль (или вопрос о том, как относиться друг к другу с уважанием), межсубъективность во всех её проявлениях и вообще коммуникацию как таковую. Измерения бытия-в-мире от третьего лица включают более «объективный» подход к реальности, использующий не «я-язык» или «мы-язык», но скорее «оно-язык» – то есть более научные подходы, фокусирующиеся на этих сторонах бытия «от третьего лица» – физику, химию, нейробиологию, фармакологию и т.п. Эти «оно»-подходы иногда разделяют на индивидуальные и системные, что дает нам науки, фокусирующиеся на индивидууме или его составляющих (более «атомистичные» версии наук вроде физики, молекулярной биологии и т.п.) и те, что фокусируются на коллективном (такие как многочисленные формы теории систем, экологию и теорию сложности). Эти два вида «оно»-подхода часто называют «оно» (единственное число) и «они» (множественное; коллективность, системы).
Таким образом, квадранты (я, мы, оно и они) – это просто способ отслеживать четыре главных измерения бытия-в-мире, которые не только встроены во все главные языки (и таким образом уже полностью представлены и задействованны в вас и в ваших пациентах), но и интенсивно изучаются буквально сотнями значительных парадигм, практик, методологий и способов исследований. Эти измерения бытия-в-мире наиболее часто сводятся к самости (я), культуре (мы) и природе (оно). Или искусству, морали и науке. Или «прекрасному», «правильному» и «истинному». Или же просто я, мы и оно. И интересным моментом является то, что, насколько мы можем судить, ни одно из этих измерений не может быть сведено полностью к остальным (и именно поэтому вы, как учёный, можете пытаться сконцентрироваться исключительно на «оно»-измерении реальности, но как человек вы не можете сделать это не повреждая самой ткани опыта).
И, конечно же, столетиями редукционисты каждого квадранта пытались свести три других квадранта к хитрой вариации их собственного – но только для того, чтобы потерпеть очередное сокрушительное поражение. Материалист – это такое «я», которое проводит свое время в попытках доказать, что «я» не существуют; субъективный идеалист – это такое «я», которое смотрит на «них» и пытается доказать, что «они» не существуют; постмодернисткий конструктивист пытается доказать, что и «я» и «они» являются всего лишь социальной конструкцией «нас». В общем, все выглядит похожим на четыре конечности тела, каждая из которых пытается доказать несуществование остальных – вероятно, наиболее удачно эту ситуацию описал Лавджой (Lovejoy), сказав, что «Нет такого рода человеческой глупости, которая не нашла бы своего поборника». Но в любом случае подобная редукционистская попытка попросту неинтересна интегрально-информированному практику, так как никто не умён настолько, чтобы быть всё время неправым.
Если вы посмотрите на эти четыре квадранта, встроенные во все естественные языки, то вскоре станет очевидна некая симметрия. «Я», «мы», «оно» и «они» представляют собой внешнее и внутренее индивидуального и коллективного. Измерения, относящиеся к левым квадрантам, или внутренние измерения (я или мы или перспективы от первого и второго лица бытия-в-мире), «невидимы» в том смысле, что их нельзя почувствовать ощущениями/чувствами (например, математика, логика, взаимопонимание, любовь, сострадание, интроспекция, медитация, направленное воображение, обычные и измененные состояния сознания и т.п.), в то время как явления, относящиеся к измерениям правосторонним, или внешним (оно и они), могут быть распознаны органами чувств, поскольку это объективные измерения, перспективы от третьего лица на бытие-в-мире, к которым относятся: атомы, молекулы, клетки, организмы, экосистемы и так далее. И если левые и правые квадранты представляют внутренние и внешние реальности, то верхние и нижние – индивидуальное (я, оно) и коллективное (мы, они).
Вывод из этой несложной схемы следующий: все эти четыре измерения неразрывно связаны друг с другом, хотя бы просто потому что не бывает «внутри» без «вне», и не бывает единственного числа без множественного (вероятно, именно поэтому у редукционизма столь последовательная история провалов). И неожиданно это становится весьма интригующим, так как непосредственно соотносится с практикой медицины. Если вы возьмёте только квадранты и выложите их на стол (как на схеме 000), станет очевидно, что традиционная медицина фокусируется почти полностью на одном квадранте – а именно на Верхнем правом, или измерении третьего лица единственного числа бытия-в-мире. Другими словами, традиционная медицина почти полностью сконцентрирована на индивидуальном организме и объективных физических измерениях этого организма (включая его анатомию, физиологию, его органы и эффективные физические вмешательства вроде лекарств и хирургии) – все измерения «оно» человека, определенно реальные и определенно критичные для здоровья – но, так сказать, представляющих только ? всей истории, происходящей в вашем кабинете. Если у вас и вашего пациента все эти четыре измерения всегда и в любом событии жизни доступны и задействованы, а в вашей практике медицины вам «позволено» использовать только ? реально происходящего, то где-то происходит ужасающий разрыв, и оба вы можете ощущать это, ощущать эту кошмарную раздробленность Космоса, называемую «идти к доктору».
Наверное, очевидно, что многие альтернативные и нетрадиционные подходы к медицине по-своему пытаются задействовать оставшиеся три квадранда, отрицаемые традиционной медициной. Например, многие альтернативные подходы пытаются включить измерения левого верхнего квадранта (или «я»), включая медитацию, направленное воображение, техники релаксации, визуализацию, молитву и проч. Другие подходы пытаются включить социальную составляющую (или правый нижний квадрант), рассмотрев таким образом вопросы здоровья в рамках большего контекста экосистем, токсинов, распространенных в среде, социальных систем и их нездоровья, и сложных сетей, включающих в себя все живые существа. Иные нетрадиционые подходы обращают внимание на более тонкие измерения правого верхнего квадранта, к примеру, на тонкие энергии, которые, похоже, окружают и пронизывают материальное тело организма. Еще одни альтернативные подходы добавляют важность левого нижнего квадранта или «нас» – важность культуры, поддерживающей сети межсубъективного понимания (включая коммуникацию между врачом, пациентом, семьёй и друзьями), групп поддежки и групповой терапии.
Хотя это правда, к примеру, что женщины с раком груди, вступающие в группы поддежки, имеют на 30% больший шанс выживания, чем те, которые не вступают, я хочу подчеркнуть, что межличностная культура является благом сама по себе, очень важным и реальным квадрантом или измерением бытия-в-мире, и задействуют это измерение не только за тем, чтобы физический организм прожил немного дольше, но и потому что это развивает базовое, глубокое и чудесно измерение бытия и сознания. Тот факт, что люди становятся здоровее, поступая подобным образом просто свидетельствует в пользу целостности.
Имеется множество подобных примеров. Интегральная модель предполагает, что любому состоянию сознания в индивидуальном «я» соответствует определенное состояние мозга в физическом организме (или в индивидуальном «оно»). Вы можете лечить состояние мозга, используя фармакологию и нейрохирургию, вы можете лечить состояния сознания, используя глубинную психологию и медитацию. Нет необходимости вам, как нейрохирургу или даже как семейному терапевту, задействовать глубинную психологию или медитацию в вашей практике (хотя, конечно же, вы можете, если хотите); но в подобном случае интегрально-информированный медик осознает наличествующие измерения бытия и сознания его или её пациента, и таким образом может сказать, когда пациенту требуется прозак, когда – медитация, а когда – то и другое вместе. В то время как сейчас большинство заболеваний во всех квадрантах лечат инструментами, эффективно работающими только с физическим организмом: заболевания души лечат антибиотиками, ведь пациенты ожидают от врача какого-то лечения.
Хотя большинство холистических или альтернативных моделей осознают важность этих четырех квадрантов или измерений (намерений, поведенческого, социального и культуры), интегральная модель продолжает расширение своих эвристических пределов, принимая во внимание также уровни, линии, состояния и типы. Это не просто эклектичная модель, представленная в большинстве альтернативных или холистических подходов (когда просто утверждается, что всё соединено со всем), но интегральная модель (последовательная система, точно показывающая, как именно всё связано со всем). Здесь я приведу несколько коротких примеров того, о чем идет речь, а затем мы вернёмся к тому, что из может получиться из «интегрально-информированной» медицинской практики.
Среди специалистов по внутренним измерениям индивидуума («я» или левого верхнего квадранта) мы находим общее согласие относительно существования уровней сознания, состояний сознания, и типов сознания. Поскольку события в одном из квадрантов эхом отражаются во всех остальных (и здоровье или болезнь в одном имеет тенденцию стимулировать здоровье или болезнь в других), интегральная модель даёт нам способ начать коррелировать эффекты различных аспектов сознания с органическим здоровьем и болезнями. Воздействие измененных состояний сознания на здоровье и излечение запротоколировано с шаманских времен до современной психонейроиммунологии, и в настоящей книге приводится несколько эмпирических исследований по данной теме. Столь же важно существование уровней сознания. Задокументированные уровни или волны сознания, похоже, проявляются в диапазоне ощущения – разум – духовность; до-персональное – персональное – трансперсональное; подсознание – самосознание – сверхсознание. Когда древние говорили о спектре сознания, начинающемся от материи, включающему тело, разум, душу и идущему к духу, похоже, что они озвучивали одну из версий этого великого диапазона потенциалов – физических, эмоциональных, ментальных и духовных – потенциалов, которые, как и квадранты, успешно сопротивляются редукционизму.
Конечно, все эти вещи тесно взаимосвязаны, но представляется, что на самом деле существуют и физическое здоровье, и эмоциональное здоровье, и ментальное, и духовное здоровье, выражающие уровни, стадии или волны этого потрясающего диапазона. Точно также, вероятно, существуют заболевания физические, эмоциональные, ментальные и духовные. Как мы увидим, великий спектр здоровья и болезни становится предметом серьезного интереса интегрального практика.
Через этот диапазон сознания с его стадиями или волнами текут многочисленные разнообразные потоки. Да, именно так, похоже, что существует как минимум пара дюжин относительно независимых линий развития или потоков, движущихся по восходящей через уровни развития или волны сознания. Эти линии развития включают когнитивную линию (изучавшуюся, например, Робертом Киганом и Патрисией Арлин), межличностая линия (Уильям Селман, Шерил Эрмон), ценностная линия (Клер Грейвз), линия самоидентификации (Джейн Лёвинджер), линия стадии веры (Джеймс Фаулер), линия морали (Лоуренс Кольберг, Кэрол Джиллиган), линия потребностей (Абрахам Маслоу) и многие другие. Линии или потоки развития вслед за Говардом Гарднером иногда называют «интеллектами» (как то: эмоциональный интеллект, музыкальный интеллект, кинестетический интеллект, когнитивный интеллект и т.п.). Этот важный феномен, известный как «волны и потоки» (или « уровни и линии») просто означает, что человек может быть на весьма высоком уровне развития в одних линиях (например, в когнитивной), на средних уровнях в других (например, в межличностной) и на достаточно низких в третьих (например, в моральной). Это интуитивно понятно, если мы вспомним, что все мы знаем людей, скажем, очень умных, но не слишком этичных; людей очень искусных в одном, но не столь развитых в другом. Интегральная психология учитывает все эти факторы.
И все эти факторы настойчиво и неизбежно вступают в игру, не только в области здоровья и излечения, но и всего спектра медицинской практики – не отношения механика к машине, водопроводчика к протекающей трубе, но одного человеческого существа к другому. Что если в вашем черном медицинском чемоданчике вы будете иметь не только 20 таблеток, два скальпеля и ортопедический молоточек, но и все квадранты, все волны, все потоки, все состояния, все типы? Что если ваш чемоданчик будет включать более целостную и интегральную карту человеческого существа, прибегающего к вашей помощи, такую, что вы сможете давать по-настоящему интегральный диагноз, раскрывающий все известные основания проблем человека, стоящего вот сейчас перед вами?
И что же делать бедному доктору? Большинство терапевтов вам скажет, что больше чем в половине случаев с пациентом физически всё в порядке. Но всё, что это значит – это то, что всё в порядке в правом верхнем квадранте, поскольку совершенно очевидно, что что-то не так в одном из других квадрантов (или в других линиях, или в уровнях, или в состояниях). Повторюсь, нет необходимости лично вам, если вы, скажем, семейный врач, уметь лечить все заболевания во всех линиях, квадрантах или состояниях. Специализация никуда не исчезает. Но если вы желаете быть интегрально-информированным медиком, вы будете как минимум знакомы с заболеваниями и способами их лечения в других квадрантах и измерениях. «Интегральная медицинская практика» даёт пространство для всего великолепия эффективных видов терапии во всех квадрантах и размерностях человеческого здоровья и болезни. На самом деле, существуют, похоже, физические, эмоциональные, ментальные и духовные волны бытия и сознания, каждая из которых обладает «я»-, «мы»-, и «оно»- измерениями. И через эти волны существования текут когнитивные потоки, потоки самоидентификации, ценностные потоки и потоки артистические, несущиеся и перекатывающиеся по этому потрясающему спектру от бессознательного через самоосознавание к сверхсознательному. И, похоже, что каждая из этих переменных участвует в каждом случае болезни и здоровья, заболевания и излечения, лечащего и излечиваемого.
Но принципиальным ингредиентом в любой медицинской практике явяется не сам интегральный медицинский чемоданчик – со всеми своими традиционнами пилюлями, традиционной хирургией, с медициной тонких энергий и с акупунктурными иголками – а владелец этого чемоданчика, интегрально-информированный медик, врач, медицинская сестра, открывшие себя всему спектру сознания, от материи через тело, через разум, через душу к духу, и осознающие таким все, что происходит в рамках каждого события: тело, разум и дух, действующие сами в себе, в культуре и в природе, здоровье и процесс лечения, заболевание и целостность – всё это сплетённое в одну многомерную ткань, которую нельзя нарезаеть на кусочки без фатальной кровопотери.
Интегрально-информированная медицинская практика в первую очередь меняет практикующего её; затем уже он или она могут принимать решение, какой из подходов – традиционный, альтернативный, нетрадиционный и/или холистический – он или она хотят применять, занимаясь целостной медицинской практикой. Это может повлечь за собой подключение новых видов лечения, традиционных или альтернативных; или же добросовестная передача пациентов специалистам в других квадрантах, когда того требует интегральный диагноз; или врач может стать членом группы медиков или работать в медицинском центре, специализирующихся на интегральном лечении (имеющих штатных специалистов, специализирующихся в разных квадрантах, состояних, уровнях здоровья и заболеваний). Единственная неизменная составляющая во всех этих вариантах – это преображенный медик. В первую очередь сам врач должен быть исцелен и должен обрести свою целостность, и не просто путем изучения новых или альтернативных техник, а взращивая новое сознание, дающее пространство для новых техник; а какое уж выражение найдет подобная целостность в интегрально-информированных практиках – это может принимать самые различные формы.
Пожалуй, теперь преимущества интегрально-информированной медицинской практики как перед традиционным медицинским, так и перед альтернативным подходами стало несколько очевиднее. Проблема многих альтернативных, нетрадиционных и холистических практик состоит в том, что при всех их благородных намерениях и честных усилиях, они часто приводят к созданию большой «кучи» возможных способов лечения без интегрально-информированного диагноза или плана лечения. Часто в таком случае возникает ощущение, что если я прописываю одновременно антибиотики и китайские травы, то я холистичен. Или каждый сеанс облучения сопровождается 15 минутами направленного воображения. По моему мнению, проблема здесь состоит в том, что такие подходы сосредоточиваются на простом увеличении количества и типов лечения «во врачебном чемоданчке», — т.е., всё тому же объективисткому инструментальному подходу, только теперь с большим количеством пилюль и молоточков. Это часто приводит в остальном честного холистического практика к неэффективным или даже регрессивным формам лечения, просто потому что всё должно быть включено. Однако то, что ни одна из альтернатив не является неверной на 100%, не тождественно утверждению, что они на 100% верны. Интегральные подходы должны быть очень жёсткими в вопросах стандартов доказательства и действенности – жёсткость, которую многие холистические подходы опускают слишком быстро в попытке «включить всё». Мне совершенно искренне не хочется показаться здесь враждебно настроенным, но по-настоящему целостная медицинская практика, тем не менее, не обязана включать в себя применение пиявок, глаз тритонов или драконьего помета – какое бы восточное имя они не носили.
Сухой остаток всей этой внутренней борьбы между традиционным и альтернативным подходами состоит в том, что доктора сегодня крайне недовольны состоянием дел в традиционной медицине и, тем не менее, часто не верят в холистические альтернативы. Они понимают, что традиционная медицина калечит их как людей и ограничивает их возможности в лечении больных; в то же время они подозревают слишком большую часть альтернативных и холистических подходов в отказе от доказательности и жёсткости в угоду вариации на тему политкорректности для медиков: никто не хочет унижать пиявок.
Интегрально-информированная медицинская практика не отрицает те типы эффективного лечения, которые могут или должны быть включены в целостную схему. Но всё это воистину должно идти после преображения самих практиков. Единственная вещь, которая меняется после принятия вами интегрального подхода, – это ваше собственное сознание, ваша собственная карта человеческих возможностей, карта, потрясающе расширенная от телесных вмешательств до заботы о человеческом существе во всём его или её невообразимом богатстве по всему диапазону, распространяющемуся от пыли к божеству, от горстки материи к божественности – прямо здесь и сейчас. Интегрально-информированный практик, это тот, кто допустил наибольший объем Космоса в свой разум, кто обнаружил таким образом наилучшие потенциальные возможности для здоровья и оздоровления и сострадательной заботы, кто привносит Большой ум в его или её практику, развивая одновременно и большую уверенность, и большую скромность.
Интегральная медицина пока находится в младенческом состоянии. И раз так, врачи и профессионалы области здравоохранения, помогающие выстраивать интегральную практику, находятся на пути невероятного открытия, возможно, одного из самых значительных, сделанных в области медицины за тысячелетия. В последующих главах вы увидите некоторые наиболее значительные плоды этих пионерских усилий. Все вместе они покрывают почти все аспекты квадрантов, уровней, линий, состояний и типов. Есть главы об авангардных исследованиях в областях объективного или «оно»-измерений, включая новую физику; последние исследования нейропептидов и прочих органических коммуникационных систем; спонтанного излечения и механики самовосстановления; телесных компонентов излечения и их будущей эволюции; большое количество эмпирических свидетельств существования и эффектов тонких энергий и их роли в оздоровлении, а также о энергетической медицине. (Пожалуйста, обратите внимание на чёткий акцент на эмпирические свидетельства и естественно-научные обосновния в этих областях. Глаз тритона помещается во врачебный чемоданчик, если (и только если) есть воспроизводимые научные свидетельства того, что это работает.) Лично я считаю, что медицина тонких энергий находится на пороге научных прорывов, что уже одно может революционизировать объективные измерения здравоохранения.
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернутьSTEREOtip
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.