Группа тематических проектов: Эзотерикс AirGunz Obzera.ru Savecash.ru

Уважаемый посетитель! К сожалению вынуждены сообщить Вам, что Ваш браузер (Internet Explorer) устарел на столько сильно, что открываемые Вами в нем сайты могут отображаться до неприличия коряво и с ошибками. Не так, как нужно!

Мы настоятельно рекомендуем Вам воспользоваться последними версиями таких браузеров как (Opera, Firefox, Chrome, Safari).

Кен Уилбер: Пути за пределы эго в предстоящее десятилетие (Часть 1)

В трансперсональной теории есть ряд замечательных развивающихся направлений, которые, по моему убеждению, сыграют особенно важную роль в предстоящее десятилетие, и я хотел бы кратко их перечислить. Они включают исследования в следующих областях: состояния сознания и структуры сознания; кросскультурные исследования путей и паттернов созерцания; ориентация трансперсонального движения в рамках более крупных течений постмодернистского мира; переоценка мировых философий, религий и психологий с точки зрения трансперсонального направления; продолжение изучения того, как соотносятся между собой различные «отходы от нормы» (т. е. соотношение между психозом и мистицизмом); мучительно сложная (всё ещё) проблема соотношения психики и тела (мозга); более точное картирование спектра развития сознания (в его конвенциональных, созерцательных и патологических измерениях); соотношение между юнгианской и общей трансперсональной психологией; более тонкое понимание соотношения между «маргинальными группами» (как, например, трансперсональная) и «большими силами» в развитии мира и технологий; соотношение между трансперсональным измерением и тремя великими «Другими», или отвергаемыми, измерениями Мировых Традиций (а именно — телом, природой, женщиной); соотношение между природой и Духом; соотношение теории и практики; и, что наиболее важно, продолжение работы над «большими теориями» с целью предложить связанное представление о трансперсональном в различных «конвенциональных» дисциплинах (антропологии, медицине, экологии, экономике, гуманитарных науках и т.д.).

Если рассматривать их в предложенном порядке:

1. Состояния и структуры. Существует две превалирующих сегодня парадигмы, которые заведуют трансперсональными исследованиями: изменённые состояния сознания и структуры развития сознания. Обе эти парадигмы имеют своё архетипическое представительство в Веданте, где принято различение (и корреляция) между пятью основными оболочками, или структурами (коши), сознания (материя, тело, ум, высший ум, универсальный ум) и тремя основными состояниями, или телами, сознания (грубое, тонкое, причинное, переживаемые в состояниях бодрствования, сновидения и глубокого сна). Веданта утверждает, что отдельное состояние сознания может поддерживать несколько различных структур; Ауробиндо добавил сюда своё наблюдение, что именно структуры, а не состояния, развиваются (таким образом, младенец имеет доступ ко всем трём основным состояниям — бодрствование, сновидение и сон, — но у него есть доступ только самым нижним структурам грубого мира; более высокие структуры ещё не успели развиться).

Текущие исследовательские задачи таковы: каково соотношение между состояниями (которые могут быть доличностными, личностными и надличностными) и структурами (которые также могут быть доличностными, личностными и надличностными)?

В том виде, который представлен сейчас, было сделано очень мало работы относительно того, как интегрировать две эти парадигмы, и во многом кажется, что они несовместимы: структуры кумулятивны и интегративны, состояния же дискретны и исключающи. Я предполагаю, что ответ будет включать в себя наблюдение о том, что структуры развития представляют собой непрекращающееся развёртывание или актуализацию — или приобретение стабильной манифестации — того, что лишь временно переживается в изменённом состоянии. До той степени, до которой временные и дискретные состояния оказываются актуализированы (а не просто остаются преходящими), они должны проникнуть в поток развития и «подчиниться» его паттернам.

Картирование и объяснение этих трансформаций станет областью одних из самых важных прорывов в трансперсональных исследованиях.

2. Кросскультурные исследования созерцательного развития: Уже выполнено много новаторской работы в этой сфере, однако ещё больше работы ждёт будущих исследователей. Особенно важны тщательные феноменологические описания созерцательных состояний/структур (со всеми сложностями, которые связаны с описанием зачастую трансвербальных реальностей). В этой сфере крайне важный вопрос таков: может ли та же логика развития, что управляет развёртыванием конвенциональных стадий познания, воли, аффектов и т.д., быть рассмотрена и в применении к высшим состояниям/структурам? Существует ли единство эволюции и развития? Я убеждён, что это так, но если нет, тогда что это говорит нам о единстве Духа и его раскрытии (или отсутствии такового)?

3. Ориентация трансперсональных исследований в более крупных течениях постмодернизма: На сегодняшний день существует четыре основных интеллектуальных течения в гуманитарных науках «постмодернистского мира», все из которых борются за право господствования: классические гуманисты эпохи Просвещения, деконструкционистские «противники мышления» (Деррида), «критические интерпретаторы» (Фуко) и сторонники «коммуникативной этики» (Хабермас).

Гуманизм эпохи Просвещения знаменуется верой в способность инструментальной рациональности раскрыть все и всякие «истины», которые только возможно (и стоит) познать, и верой в способность такой рациональной истины освободить всех мужчин и женщин — и персонально, и политически. Сколь бы благородными эти устремления ни были, исторически они, как правило, вырождались в «разочарованное» и фрагментированное мировоззрение, в котором измерения искусства, нравственности и науки радикально отсоединены друг от друга и от жизней отдельных людей и где остаётся скорее слепая вера в то, что технологическая реальность способна решить получившиеся в результате дилеммы.

В ответ на это фрагментированное и очень ограниченное рациональное мировоззрение (традиционный «модернизм» и «гуманизм») возникли, как я уже отметил, три широких «постмодернистских» движения: деконструкция Жака Дерриды, «неоструктурализм» Мишеля Фуко и «универсальная прагматика» Юргена Хабермаса. Всех их объединяет критика инструментальной рациональности и критика изолированного и автономного эго (основа гуманизма); они убеждены, что истина исторически и лингвистически обусловлена (а не просто лишь является вечной данностью); также они демонстрируют глубокую озабоченность этическими действиями в мире, который более не может основывать свои критерии об истинности в механистической рациональности и позитивизме.

Деконструкция пытается продемонстрировать, что лингвистическая рациональность («логоцентризм»), которой знаменуется большая часть западной философии (и цивилизации), является внутренне противоречивой: она подрывает свою собственную позицию всякий раз, когда применяется к самой себе (к примеру, критерий эмпирической истины сам по себе не является эмпирическим). Как утверждается, эта деконструкция логоцентризма откроет новые пути к движению за пределы жёстко дуалистической рациональности. Анализ знания как структур силы Фуко и демонстрация им того, что различные мировоззрения, или «эпистемы», возникают внезапно в течение всей истории — всё это оказывает эффект, аналогичный деконструкции: это совершенно подрывает традиционные гуманистические/рациональные убеждения о мире, истине и этике. И Юрген Хабермас (которого многие считают величайшим философом мира из ныне живущих) предпринял попытку выйти за пределы инструментальной рациональности — и за пределы изолированного и автономного эго — акцентируя внимание на «коммуникативной этике», или способах, которыми люди пытаются понять друг друга в сообществе взаимообмена и взаимоуважения.

Все эти постмодернистские движения действительно являются движениями пост-эго. На самом деле они нередко в открытую называют свои проекты «смертью эго-философий» или «смертью субъектных философий». И хотя всё это очень обнадёживает с трансперсональной точки зрения, «смерть эго», о которой они говорят, означает не открытие подлинно трансперсонального измерения, а скорее трансформацию от узкого, инструментального, рационально-эгоического мировоззрения к мультиперспективистскому, органическому, реляционному и социально ориентированному телу-уму (тому, что я назвал «кентавром», который всё ещё представляет собой отделённое «я»-чувство, но который «лучше», чем предыдущее «эго» — постмодернизм «движется в правильном направлении»).

Но все эти постмодернистские движения содержат в себе открытую критику любого рода мистического трансцендентализма, или чистого присутствия, транс-исторических реальностей. Итак, важнейшей темой приходящего десятилетия будет: где находится место трансперсональных исследований в этих постмодернистских течениях и как могут трансперсональные исследования ответить на острую критику в свой адрес? Я бы утверждал, что все эти постмодернистские теории уже содержат в себе скрытый трансцендентализм, и на это всего лишь надо указать, так чтобы они сами смогли сориентироваться в спектре трансперсонального развития. Иными словами, деконструкцию можно деконструировать (а-ля Нагарджуна), Фуко можно расположить в его собственной эпистеме и даже Хабермас оставил открытой возможность, что ещё более высоким стадиям развития предстоит раскрыться (что как раз и является сферой компетенции исследований трансперсонального развития). Для конвенциональных академических интересов в гуманитарных науках это будет горячим местом для теоретических действий.

4. Реконцептуализация мировых философий с точки зрения трансперсональной перспективы. Практические не оспоренное утверждение модернистских западных интеллектуалов о том, что всё «трансцендентальное» есть лишь «теория» или просто «идеология» и, тем самым, историю следует читать как хронику сменяющихся идеологий, обоснования которых лежат только в относительной культурной легитимации, даваемой им конкретными (и равно сменяющимися и относительными) культурами. Но что если некоторые трансценденталисты на самом деле переживали прямой опыт и прямое открытия того, что, хотя оно и опосредовано языком, представляется в некоторых важных смыслах экстралингвистическим или кросскультуральным? Алмаз будет резать кусок стекла вне зависимости от того, какие слова мы используем для «алмаза», «резать» и «стекла» — и душа может пережить Бога вне зависимости от того, какие слова мы используем для «души», «пережить» и «Бога».

История тогда должна быть полностью переосмыслена в виде хроники развития и накопления истинных трансцендентальных переживаний, профильтрованных посредством различных идеологий, а не попросту редуцированных до ранга одной идеологии среди многих. Это совершенно революционизировало бы наши концепции о человеческом потенциале и божественных возможностях и верно расположило бы развитие духовного знания в один ряд с другими научными достижениями.

5. Соотношение психотических состояний и мистицизма. Эта всегда удивительная тема важна не просто сама по себе, она также значима и для нескольких жизненно важных и имеющих к ней отношения тем: творчество и сумасшествие, нормализация и маргинализация, ординарные и экстраординарные возможности, личные срывы и личные прорывы. Важная область сети помощи при духовных кризисах (spiritual emergency network) также тесно связана с этим вопросом. Слишком много людей, которым поставили диагноз психотического срыва, очевидно находятся в процессе духовного кризиса, и детальные особенности таких кризисов отчаянно требуют дальнейшего изучения (не говоря уж об отношении духовности к наркомании, депрессии, тревоге и т.д.). Вся данная тема также напрямую соотносится с тем, как мы концептуализируем «это» бессознательное (демоны, боги, инфрарационально, суперрационально, всё из перечисленного?). Продолжающиеся картирование и концептуализация бессознательного будут одной из наиболее важных и плодотворных областей трансперсональных исследований в предстоящее десятилетие.

6. Соотношение состояний мозга и психики. Этот вечный вопрос влияет (и заражает) трансперсональные исследования в большей степени, чем большинство областей, попросту из-за того, что «разделение» или «разрыв» между ними двумя (внешней материей и внутренним сознаванием) «в большей степени» проявляется в трансперсональной сфере. В конце концов, некоторые надличностные переживания несут чрезвычайно убедительное понимание, что сознание предшествует любой манифестации (то есть вечно и безвременно). Каким образом это «вечное сознание» относится к совершенно конечному и временному мозгу?

Мне кажется, что этот вопрос нельзя обойти при помощи материалистических отступлений и что основательный идеализм в его крайне постмодернистской разновидности должен быть тщательно обоснован и защищён. Однако сегодня эта задача облегчается всеобщим признанием Большого Взрыва, которое превращает в идеалиста буквально любого, кто о нём размышляет: в конце концов, что же было до Большого Взрыва? Поскольку первые микроатомные частицы, судя по всему, следовали математическим законам и поскольку эти законы не развивались, не присутствовали ли они каким-то образом до Большого Взрыва? Разве нет какого-то рода платоновских архетипов, предшествовавших эволюции (в дополнение к любым «архетипам», что сами по себе могли развиться)? И разве не могут некоторые надличностные переживания быть переживаниями этих объективно реальных сущностей, уайтхедовских «вечных объектов»? Разве не является дзэнское «Изначальное Лицо» — ваше Истинное Я — тем Лицом, которое было у вас до Большого Взрыва?

Как бы ни решили, этот вопрос нельзя обойти стороной. Для трансперсоналиста этот кажущийся безобидным вопрос о соотношении психики (сознания) и тела (материи) в действительности является окончательным вопросом соотношения Пустоты и Формы, неявленного и явленного.

Продолжение

0

Похожие публикации

  1. Что вы думаете про регрессивный гипноз?
  2. Ченнелинг. Сохраняется ли сознание человека после смерти?
  3. ПРАКТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ ЭНЕРГИЙ, ВОСХОЖДЕНИЯ В НОВУЮ ОКТАВУ (ВИДЕО)
  4. семинар «Йога Самосохранения – 7»
  5. семинар «Йога Самосохранения – 6»
  6. семинар «Йога Самосохранения – 5»
  7. семинар «Закон Эволюции»
  8. ВОЗНЕСЕНИЕ ЗЕМЛИ (ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА)
  9. ПРИШЛО ВРЕМЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВАШЕ БОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  10. ПРОБУЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ. ПОВЫШАЙТЕ УРОВЕНЬ ВАШЕГО СОЗНАНИЯ.
  11. НЕПРОЯВЛЕННЫЙ И ПРОЯВЛЕННЫЙ АБСОЛЮТ, ЗАПРЕДЕЛЬЕ.
  12. Дарио Салас Соммэр: люди живут в помраченном состоянии сознания
  13. семинар «Внеизмеримость и многомерность человеческого сознания»
  14. Обрести моральные ориентиры
  15. семинар «Внеизмеримость и многомерность человеческого сознания»
  16. Семинар «Жизни Главные Вопросы»
  17. семинар «Многомерность человеческого сознания»
  18. семинар «Многомерность человеческого сознания»
  19. семинар «Двенадцать Благополучий человеческой жизни»
  20. Построение Божественной монархии Святая Русь. Аспекты успеха (2)
  21. Семинар "Многомерность Человеческого Сознания"
  22. Алхимия – путь к Высшему Сознанию
  23. ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
  24. О МЕТОДЕ ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА
  25. Коррозия веры
  26. У плохого мужа жена всегда дура
  27. Семинар "Магия денег"
  28. Практический тренинг "Создание индивидуальной системы энергообмена и питания"
  29. Практический тренинг "Формирование долгосрочных гармоничных взаимоотношений"
  30. "Пробужденные отношения: жизнь в пространстве сердца" 22-24 февраля в Одессе
  31. ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ? ТВОЙ ВЫБОР В ПРЕДДВЕРИИ 2013 ГОДА
  32. Что такое личностное развитие
  33. Наша духовность
  34. Каким образом человек может повысить свою духовность?
  35. Медитативные полеты - изучение Универсальной Меркабы Земли
  36. Первая сессия Русского Мастера
  37. Истинный орган чувств – СОЗНАНИЕ, его Умы, суть Расширения. Часть 4.
  38. Истинный орган чувств – СОЗНАНИЕ, его Умы, суть Расширения. Часть 3.
  39. Истинный орган чувств – СОЗНАНИЕ, его Умы, суть Расширения. Часть 2.
  40. Истинный орган чувств – СОЗНАНИЕ, его Умы, суть Расширения. Часть 1.
  41. Как Душа может стать Богом.
  42. Что есть Душа.
  43. Что такое "общество" и с чем оно нас ест!
  44. Человек пентаграммы и «золотая» формула Гармонии
  45. Ты правишь миром или мир тобой?
  46. Смотри в оба!!!
  47. Переход.
  48. Жить или не жить? Ваш выбор в преддверии 2012 года.
  49. Простые и быстрые решения жизненных проблем!
  50. Простые и быстрые решения жизненных проблем!
  51. Audio. Contact. Volgskiy. 30/05/1996.
  52. Ученые о квантовом переходе
  53. "Свободное движение" - занятия по танцедвигательной терапии в Москве
  54. Почему дети умнее своих родителей?
  55. Теория зрения
  56. Взаимосвязь эмоций и здоровья
  57. Паразиты сознания и эмоций
  58. Кто круче?!
  59. Как наши обиды влияют на нашу жизнь.
  60. Исьлрия и латынь
  61. Параллельные миры существуют?
  62. Живые Веды Земли
  63. Кен Уилбер. Интегральная медицина: ноэтическое прочтение (часть 2)
  64. Кен Уилбер. Интегральная медицина: ноэтическое прочтение (часть 1)
  65. Практическая Физиогномика В.И.Тараненко
  66. Кен Уилбер: Интегральный коучинг
  67. Кен Уилбер: Препятствия для интегральной ориентации и практики
  68. Апокалипсис в сознании
  69. Раскрой ладонь или маленькая история одного зимнего вечера.
  70. Кен Уилбер: Об эмпиризме, антиинтеллектуализме и работе с телом
  71. Интеллект против Сознания
  72. Кен Уилбер: Пути за пределы эго в предстоящее десятилетие (Часть 2)
  73. «Никаких границ: обретение целостности и силы»
  74. «Детские сны. Сценарии жизни и смерти»
  75. Кен Уилбер: Карта вашей осознанности
  76. Кен Уилбер: Любите до Боли
  77. Кен Уилбер: «Экстази» в процессе психотерапии
  78. Кен Уилбер: Что такое "неэгоистичность"
  79. Кен Уилбер о Фрейде, Юнге и бессознательном
  80. Кен Уилбер: Об интеллектуалах и других кошмарах Нью-Эйдж (часть 2)
  81. Кен Уилбер: Об интеллектуалах и других кошмарах Нью-Эйдж (часть 1)
  82. Кен Уилбер. Интегральная трансформационная практика: в этом мире или вне его? (часть 2)
  83. Кен Уилбер. Интегральная трансформационная практика: в этом мире или вне его? (часть 1)
  84. Кен Уилбер: "Я Есть" Большой Ум
  85. Кен Уилбер: Айваска
  86. Кен Уилбер: Признаки трансформации – больше слёз, больше смеха
  87. Кен Уилбер: Игра мужского и женского начал
  88. Кен Уилбер: Необходимость в интегральной духовности
  89. Кен Уилбер: Божественная гордость и 1-2-3 Бога
  90. Кен Уилбер. Реинкарнация: универсальное и уникальное
  91. Кен Уилбер: Взаимоотношение науки и религии (часть 2)
  92. Кен Уилбер: Взаимоотношение науки и религии (часть 1)
  93. Кен Уилбер: Правильные баксы (часть 2)
  94. Кен Уилбер: Правильные баксы (часть 1)
  95. Кен Уилбер: Духовность, которая преобразует (продолжение)
  96. Кен Уилбер: Духовность, которая преобразует
  97. Кен Уилбер: Любовь и эволюция
  98. День открытых дверей в ИПИР. Презентация новых книг О.Г. Бахтиярова и А.П. Ксендзюка.
  99. «Теория и практика работы с тенью»
  100. Просьба о Помощи
  101. Кошмарные сны - враги или союзники
  102. Зачем нужны сны
  103. Вырезка из статьи про эпелепсию
  104. Тайна скрытая за материей
  105. "Человеческий голос - это целый мир, познать который должен каждый"
  106. Семинар «Послания сновидений и телесных симптомов»
  107. Оргазм
  108. Практическая помощь Матрицы (читай Хроники Акаши) в жизни и в быту
  109. Критический ум
  110. "Тренинг Развития Творческих Способностей и Креативности"
  111. Ученые выяснили, что мытье рук помогает от сомнений в сделанном выборе
  112. Изменения в Космосе и на Земле
  113. Как избавиться от эго. Для тех, кто знает зачем
  114. Сознание обнаруживается в состоянии не-мышления
  115. "ТРИАДА". Тренинг по авторской системе О.Г.Бахтиярова"
  116. У нас в городе так, а у вас ?
  117. «Холодинамика. Фаза 1». «Поход за личной силой в субъективную реальность. Cтратегия и тактика раскрытия Потенциала»
  118. Личность — это тонкая маска
  119. Мы — чистое сознание
  120. Уровни духовного развития
  121. Наше сознание — это зеркало, наш ум — это слой пыли
  122. Работа с Вибрациями и Сознанием. Техники медитации
  123. Вся жизнь - игра, а мы - актёры, но... всё хорошо в меру (о сильных и слабых сторонах человека)
  124. The Secret
  125. "Опыт дурака..."
  126. Сети обмана или паутина лжи
  127. Самореализация - проявление своего Духа.
  128. Думание — от головы
  129. Смена Логоса. Владислав Лебедько
  130. Электричество и бессмертие
  131. Над нами работает вселенский костоправ. Не будем ему мешать :)
  132. Будьте, как дети!
  133. Смена полюсов и Квантовый переход - не новость для ученых всего Мира
  134. Ум неотделим от тела
  135. Большой Адронный Коллайдер: теория судьбы
  136. всё разрушается так
  137. Тело, ум и сердце живут в разных мирах
  138. Судьбы не существует, судьбу придумали трусы
  139. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч10
  140. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч9
  141. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч8
  142. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч7
  143. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч6
  144. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч5
  145. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч4
  146. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч3
  147. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч2
  148. Энциклопедия методов пропаганды: как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама ч1
  149. Кошек обижать не рекомендуется :)
  150. Рассуждения на тему экспериментов о "структурировании" воды
  151. Видеоматериал по безконтактному бою
  152. Как мы реагируем на конфликты и что из этого получается.
  153. О манифесте людей меры
  154. Открытие порталов в сознании: лунное затмение 5/6 августа
  155. Огненное пересоздание климата Земли. Юпитер, как новое солнце
  156. Медитация "Просветление страхов. Работа с ДНК"
  157. От ума к сердцу
  158. Практики работы с сознанием. Москва, 22-23 августа
  159. По стопам Леонардо Да Винчи Учитесь сохранять свое здоровье
  160. Тело прекрасно, тело — это храм
  161. Мы отказываемся от сокровищ и продолжаем собирать мусор
  162. Сверх-Я. Часть восьмая - Астральное тело, Контроль мыслей
  163. Ознакомительный семинар по Плейбек-Театру, Москва, 17 мая
  164. Учимся видеть ауру. Одна из методик
  165. Медитация — это способ подчинения эго
  166. Запомни: ни один человек не является островом
  167. Влияние алкоголя на человеческий мозг - 3D ролик
  168. Человеческое сознание в процессе янтра и мантра
  169. Все стараются отгородиться от целостности
  170. Исчезновение эго — величайшая революция
  171. Твоя болезнь — эго
  172. Расписание центра "Новый Проект", Москва, апрель-май
  173. Джон Грей. Практические чудеса для Марса и Венеры
  174. Мы малы, потому что держимся за своё эго
  175. Эго — барьер для истины, эго отрезает тебя от бытия
  176. Роберто Ассаджиоли. Нервные заболевания при духовном росте
  177. Свами Йога Камал - Сознание, медитация, тело Света
  178. Наши мозги - Психобиокомпьютер?

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.